Кигалийская поправка к Монреальскому протоколу.

blog-image

Кигалийская поправка к Монреальскому протоколу. Что это и кому она нужна?Мали, Микронезия, Маршалловы острова, Руанда, Палау, Коморские острова... Тувалу...Северная Корея — страны первой десятки, кто в 2017 году первыми ратифицировал Кигалийскую поправку к Монреальскому протоколу Венской конвенции 1985 года…

Уважаемый читатель, чтобы было понятней, о чем идет речь, предлагаем вернуться на несколько десятков лет назад.

К середине 80 годов прошлого столетия во всем мире был хорошо освоен выпуск хладонов (фреонов) — хлорфторуглеродов и гидрофторхлоруглеродов. Для более простого восприятия назовем их хладоном-11, хладоном-12 и хладоном-22. Эффективные, безопасные для человека и природы в силу своей инертности и химической стойкости, доступные и очень дешевые. Очень дешевые, потому что 1) имели относительно простую технологию; и 2) эта технология была освоена во многих странах, в том числе в Советском Союзе, в Индии и в Китае. Конечно, подобная ситуация оказалась неприемлемой с позиции очень больших денег. Очень большие деньги никогда не согласятся на получение той-же нормы прибыли, на которую согласны просто деньги и тем более небольшие деньги, а поэтому всегда ищут факторы дополнительной конкурентоспособности.

Что может быть более потрясающей маркетинговой идеей как обозначить общемировую угрозу. Найти спасительное решение и предложить его миру.

Но для того, чтоб насильно укоротить жизненный цикл эффективных рабочих веществ нужны были веские основания. В качестве основания была выдвинута гипотеза, здесь мы вынуждены подчеркнуть, не доказанный факт, а гипотеза, существовавшая с 1974 года, авторы которой предполагали о прямом негативном влиянии хлор-бром содержащих фреонов на сохранность озонового слоя земли.

Далее в работу включаются мировые СМИ, ученые «политические-климатологи мировой величины». С целью международной легитимности подключаются соответствующие структуры ООН. Вскоре все условия для реализации крупнейшего бизнес-плана были подготовлены. В 1985 году в Вене под эгидой ООН проходит конвенция по охране озонового слоя земли.

В 1987 году ее положения более детально оформляются Монреальским протоколом. Благодаря СМИ через комитеты ООН создается «научное" мнение, которое затем переводится в обязательства стран-членов ООН, участников Монреальского протокола.

Страны -участники поголовно отказывались от выпуска ранее освоенных хладонов — ХФУ и ГХФУ. За отказ от производства через фонды, связанные главным образом с США, получали умеренные выплаты (несоразмерные с потерей отечественной холодильной индустрии). А главным бенефициаром проекта оказались три транснациональных компании: американская Dupon de Nemour, английская ICI и французская Alf Atochem. Эти фирмы стали в массовом промышленном масштабе поставлять свои «спасительные решения» в деле защиты озонового слоя Земли. Речь идет о хладонах группы ГФУ (хладон-134а, хладон-125, хладон-143а и прочие). Они на первых порах были в 6-10 раз дороже «старых» хладонов. Не отличались подобной эффективностью. Не имели необходимой химической стойкости. Технология производства этих продуктов была известна с середины 70 годов, но оказалась вовремя ими запатентована.

…….Время шло. Наша страна с тех пор надолго утратила собственную холодильную индустрию. Некогда «новые» продукты: хладон-134а и прочие, стали совсем не новыми. Они известны и применяются во всех странах мира. Но и выпускаются уже во многих странах мира, но главным образом- в Китае и Индии. Холодильная техника с применением хладона-134а и смесей 410, 407 и прочих становится классическим решением. Американские и европейские транснациональные компании со временем утрачивают неоспоримое лидерство в вопросе спасения озонового слоя земли... Привлекательность выпуска «новых хладонов» затухает с каждым годом. На этом фоне необходимость научного подтверждения гипотезы разрушения озонового слоя утратила свою актуальность. Более того, все чаще в научном мире появляются тезисы, что отсутствие доказательной базы переводят фреоновую гипотезу в категорию ошибки, либо ... научного подлога.

Мировые СМИ давно не упоминают некогда излюбленную страшилку об истощении озонового слоя.

Что делать? Есть отработанный механизм. Достанем новую страшилку!

Обвиним хладоны группы ГФУ виновными в вопросе циклического изменения климата планеты. Тем более, что живущие ныне поколения действительно отмечают признаки потепления и мягкие зимы.

Связь между выпуском ГФУ и объявленным «глобальным потеплением»! Вот, что поможет запустить новый инвестиционный цикл в планетарном масштабе. Получить факторы дополнительного конкурентного преимущества и контролировать выпуск новых продуктов еще 10-20 лет. За основу этой бизнес-идеи взято циклическое изменение климата, которое в настоящее время находится в фазе потепления.

Оказывается, те рабочие вещества, за которые фактически боролся Монреальский протокол — это ошибка! И эту ошибку призвана исправить поправка к Монреальскому протоколу.

Таким образом мы подошли к самой Кигалийской поправке.

15 октября 2016 года, на 28 совещании сторон Монреальского протокола было достигнуто соглашение о поэтапном сокращении потребления ГФУ. ГФУ не имеют разрушительного воздействия на озоновый слой Земли. Какого-либо измеримого влияния, на изменение климата земли они также не оказывают. Во всяком случае эмиссия СО2 в индустрии ГФУ значительно ниже, чем в индустрии производства смартфонов. При этом никому не пришло в голову ограничивать количество выпускаемых Айфонов.

Однако уже с наступлением 2017 года обозначились страны эко-активисты, кто ратифицировал Кигалийскую поправку в первой десятке. В число лидеров технологического обновления вошли-таки державы как Мали, Микронезия, Маршалловы острова, Руанда, Палау, Коморские острова... Тувалу...Северная Корея….

С течением времени, в марте 2020 года и наша страна вынужденно вошла в этот клуб. Российская Федерация 25 марта 2020 года ратифицировала поправку и по принятым на себя условиям обязалась обеспечить сокращение потребления ГФУ: с 2020 года на 5 %, с 2025 года на 35 %, с 2029 года на 70 %, с 2034 года на 80 % и с 2036 года на 85 % с последующей неограниченной возможностью использовать ГФУ в объеме 15% от среднего потребления (среднее потребление высчитывается по методике) с поправочным коэффициентом. Не будем вдаваться в утомительную для простого читателя методику подсчета. Если коротко и на пальцах, то примерно количество употреблявшихся хладонов группы ГФУ с 12 000 тонн через 16 лет должно сократиться до уровня1500 -1800 тонн в год.

А что же в качестве замены? А в качестве главных решений по замене ГФУ предложены вещества группы ГФО (гидрофторолефины). ГФО предлагается американскими (ощущение дежавю) разработчиками DuPont и Honeywell как новый класс экологически безопасных альтернативных пропеллентов, хладагентов, вспенивателей и технологических средств обезжиривания и промывки.

Естественно, что они на порядок сложней в производстве, требуют большего расхода минерального ископаемого фтора и энергозатратный синтез. Эти продукты хуже по своим рабочим характеристикам и при этом горючи. Да, еще цена... Новые продукты в 12-15 раз дороже чем ГФУ. Ну кто же будет экономить на экологии …

А полное удорожание технологии заморозки с момента подписания монреальского протокола —примерно в 120-140 раз.

А теперь давайте попробуем рассмотреть ситуацию с другой стороны. Если рассматривать теорию антропогенной эмиссии парниковых газов, то мы с удивлением обнаружим, что хладоновая индустрия среди прочих слагаемых человеческой деятельности далеко не на первых местах.

Предположим, что антропогенное парниковое потепление существует, но тогда оно лишь на 2% связано связано с индустрией применения хладонов группы ГФУ. Но при этом на величину от 4% до 6% связано с бытовыми отходами домохозяйств (пищи, которая ...протухла).

Кигалийская поправка ведет нас к тому, что приведенная доступность холода с применением гидрофторолефина будет ниже, чем аналогичная, с применением хладона-12, в 120-140 раз!!! Фактически мы вынуждены констатировать снижение доступности технологий охлаждения (сбережения) пищи.

«Ноябрь, 2020 год. США официально завершили процесс выхода из Парижского соглашения по климату.»

Наверное, это повод задуматься, что для нас цель, а что средство ее достижения.

Работая в индустрии холода с прошлого века, мы прошли разные этапы упадка и попыток восстановления нашей экономики. Мы не раз отмечали в своих статьях о том, что указания в области ассортимента и товарной политики исходят от нашего покупателя. И наша задача эти указания выполнить. Не сомневаемся, что так и будет!

Ноябрь, 2020 года. Сергей Спирин, заместитель генерального директора АО Маркон-Холод.