Холод — в надёжных руках

О компании

Наши главные ценности и преимущества

0 лет

обеспечиваем эффективную работу вашего бизнеса

Предлагаем конкурентоспособные цены благодаря прямым контрактам с ведущими производителями, что позволяет нам обеспечивать выгодные условия для наших клиентов

Уделяем особое внимание каждому клиенту, предлагая индивидуальный подход и обеспечивая высококлассное сопровождение на всех этапах сотрудничества

В нашем ассортименте представлены исключительно товары с необходимыми лицензиями и сертификатами, что гарантирует их высокое качество и соответствие стандартам

Обеспечиваем оптимальные логистические решения, с наличием складов в ключевых торгово-промышленных центрах России, что позволяет гарантировать своевременную доставку и удобство работы с нами

Каталог

Широкий ассортимент продукции
для холодильной и климатической техники

В каталог
Статьи и обзоры

Экспертиза в мире холодильных технологий

1 /
04 июн 2025
2 мин

Что залить в холодильное оборудование?

Компания «Маркон-Холод», желая внести ясность в ситуацию на российском рынке холодильных масел после прекращения поставок продукции европейских производителей, провела исследование основных характеристик широко представленных на отечественном рынке масел. Исследования проходили в международной аккредитованной лаборатории. Цель исследования — сравнить качество массово предлагаемых на рынке масел с показателями известных европейских брендов, таких как Bitzer (Германия), Fuchs Reniso (Германия) и Sunice (Бельгия). Для анализа были выбраны масла Errecom (Италия), Promart (масла произведенные в США и поставляемые через Китай), Afrost (Китай), Becool (Китай). Мы рассмотрели следующие ключевые характеристики масел: Содержание влаги, Кислотное число, Температуру вспышки в закрытом тигле, Плотность, Температуру застывания, Кинематическую вязкость при 40°C и 100°C, Индекс вязкости. *Образцы предоставлялись непосредственно производителями в оригинальной неповрежденной упаковке. Исследование проводилось в два этапа. 1 этап. Полиэфирные масла (POE) для промышленного оборудования Наиболее ходовое масло полиэфирное (POE) масло для промышленных холодильных установок на поршневых полугерметичных, открытых, герметичных спиральных компрессоров и авторефрежираторов с вязкостью 32, от производителя Bitzer, Errecom, Promart, Afrost, Becool.   Показатели, выделенные зеленым цветом, соответствуют нормативным требованиям, желтый цвет обозначает приближение к границе нормы, красный — превышение установленных значений. Как видно из таблицы, предельные значения по влаге- у Errecom POE32, у всех остальных масел они находятся в допусках. По температуре застывания в пограничных значениях находятся масла Promart POE32, Afrost POE32, Becool BC- POE32 N. Все представленные образцы могут быть применены для смазки холодильных компрессоров. 2 этап. Полиалкиленгликолевое масло (PAG) для автокондиционеров Полиалкиленгликолевое (PAG) масло для автокондиционеров с вязкостью 100, от производителя Fuchs Reniso, Errecom, Sunice, Promart, Afrost, Becool.   Показатели, выделенные зеленым цветом, соответствуют нормативным требованиям, желтый цвет обозначает приближение к границе нормы, красный — превышение установленных значений. По результатам видно, что предельные значения по влаге - у масел Sunice PB 100, у всех остальных масел они находятся в допусках. По температуре застывания и плотности выходит из зоны допуска масло Sunice PB 100. Все представленные образцы могут быть применены для смазки в автокондиционерах. Заключение. Проведенный анализ показал, что современные масла отечественного рынка обладают высоким качеством и отвечают большинству требований стандартов, несмотря на отсутствие привычных западных брендов. Таким образом, мы предлагаем отказаться от излишних поисков старых партий импортных масел и обратить внимание на доступные варианты, поставляемые из Китая или масла с европейским качеством марки Errecom.

Читать
04 июн 2025
4 мин

Промежуточные достижения во всемирной борьбе ЗА потепление по итогам 2024 года.

В настоящее время около 65% территории нашей страны покрывает зона вечной мерзлоты. Это означает, что более половины территории страны является непригодной и опасной для длительного нахождения человека в естественных условиях. Однако, не все так плохо. Данные статистики показывают, что 2024 год стал самым теплым за всю историю метеонаблюдений. Средняя температура на земле повысилась за 180 лет на 1,46 градуса С до уровня +14,9 градусов. При этом, среднегодовая температура в Краснодаре, например, составили около 14 градусов С, в Москве около +8 градусов С, на Урале и в Новосибирске около 0, а в Якутске уже -8 и ниже градусов С. Урожайность отдельных видов культур в южных регионах нашей страны за 10 лет выросла более чем на 50%. Урожайность плодовых и ягодных за тот же период по стране выросла на 15-20%. Зона устойчивого лесного покрова России увеличивается более чем на 1000 км кв в год. Улучшаются условия для птицеводства и мясного производства всех видов. В целом по стране рост среднегодовой температуры на 1 градус приносит российской экономике примерно 1 000 000 000 000 рублей роста ВВП в год. Положительно оцениваю усилия глобальных либеральных элит в их борьбе за потепление! Да, я нисколько не ошибся. Политика взращивания ежегодно тупеющих, теряющих пол, веру и родину, человеко-миллиардов, ориентированных на безудержное потребление всего без разбору, и генерирующих горы мусора и отходов. Совершенно несбалансированная «зеленая» климатическая повестка с неприкрытым политэкологическим налетом, целенаправленно и гарантировано уничтожающая огромное количество невосполнимых мировых ресурсов. Формула мира, заменившая деградировавшую ООН, насаждающая народам доллар и демократию с бортов авианосцев и бомбардировщиков. Все это привело к неоправданному росту десятков миллиардов тонн выбросов отравляющих веществ и антропогенного углеродного следа, которому пока принято придавать значение в вопросе изменения климата. Российские органы исполнительной власти в лице МПР РФ не остаются в стороне и как могут, с усердием исполняют решение глобальных западных элит по замене традиционных технологий получения холода на новые. Наверное, поэтому в нашей стране установлены самые жесткие на всем пространстве ЕАЭС правила лицензирования и оборота хладонов-ГФУ. Вводятся инициативы по дальнейшему их ужесточению. Кигалийская поправка требует применения новых дорогих хладагентов из Америки, нового дорогого оборудования из Европы. Требует увеличения металлоемкости оборудования. Роста энергопотребления. Роста собственных затрат в пользу экономик чужих стран. В министерстве природных ресурсов войны нет. Там мир. Демократический глобальный мир. Впереди еще много работы. Та же энтомофагия. По-простому — поедание человеком различных насекомых, червей и личинок. Коктейль из опарышей и котлета из саранчи в десятки раз дешевле молока и говядины. Значит низкоуглеродно и высокодоходно. Поэтому глобализаторы уровня Билла Гейтса уже построили реакторы для выращивания насекомых. А блогеры уровня Анджелины Джоли и Николь Кидман с экранов вовсю уплетают живых червей и прочих гадов, показывая цивилизованным, что это есть проявление сопричастности новым ценностям и ключ к управлению климатом планеты. Репрессивный механизм в виде Монреальского протокола — отработан и смазан. К нему можно приспособить не только Кигалийскую, но и черти-какую еще поправку. По инициативе Тувалу, Руанды или Микронезии вносим в него, через ООН исходные данные производства мяса свинины, говядины, птицы. И получаем график постепенного запрета на потребление человечеством традиционного мясного рациона, например, до 2080 года. Как вам такое?! Или ешь, что для тебя произвели по исключительной запатентованной технологии. Или плати углеродный налог, если квоты выделят, или совсем не ешь … Разве это не мечта?! Температура окружающей среды при этом будет расти. Ореол обитания белых медведей будет сокращаться. Я не собираюсь переживать за них. Я буду радоваться за бурых медведей, чья территория обитания расширяется. Да и договориться с бурым медведем при встрече значительно проще, чем с белым. У меня на даче надежный советский холодильник, заправленный хладоном -12. В моей машине работоспособный и очень эффективный советский огнетушитель с хладоном-114В2. Это не предмет разговоров о борьбе с потеплением. Это пример рационального потребления ресурсов. Я знаю, что существуют ледниковые и межледниковые циклы. В истории Земли их было не два не пять, а несколько десятков. Пока-что теплеет. Но так будет не всегда. И если бы «прогрессивная» Европа на протяжении нескольких веков не сжигала бы на костре самых умных и талантливых, то возможно человечество уже обладало бы полной картиной причин и точных графиков изменения климата в будущем.      

Читать
04 июн 2025
3 мин

Квоты: распределение и ответственность экспортеров

Инициативы участников рынка по наведению порядка в вопросах распределения квот и импорта ГФУ не нашли поддержки профильных министерств. Участники рынка хладагентов, а также холодильного и климатического оборудования прекрасно осведомлены, что в вопросах распределения квот, регулирования ввоза и фактической обеспеченности хладонами, ситуация на внутреннем рынке страны уже три года подряд, мягко говоря, неудовлетворительная. Вроде бы и количество импортеров увеличилось почти в пять раз. И существовавшая до 2024 года квота в теории с запасом обеспечивала потребности страны в хладонах. Но внутренний рынок ежегодно испытывает дефицит пожаротушащих агентов и рефрижерантов по каждому виду применения, а ритмичность поставок и ценовые изменения не укладываются в голове без соответствующих комментариев. Для специалистов, знающих эту тему изнутри, причина вполне понятна. Это становилось возможным из-за отсутствия какой-либо ответственности импортеров за неполную реализацию полученной квоты, либо за полную не реализацию (потерю) таковой. Ситуация не меняется с 2021 года и ежегодно не менее 30% выделенной стране квоты, бездарно теряется при полном попустительстве и игнорировании проблемы со стороны МПР РФ, являющимся профильным ФОИВом, организующим и направляющим эту работу. Являясь членом союза предприятий холодильной промышленности РФ, наша компания, в качестве частной инициативы к руководству РСХП, так и в составе рабочей группы, принимала участие в подготовке перечня мероприятий, призванного устранить факторы и условия, значительно усугубляющие ситуацию с обеспеченностью хладонами. Последнее обращение в МПР от имени РСХП с перечнем предложений было направлено в середине прошедшего лета. С сожалением вынуждены отметить, что инициативы бизнес-сообщества по реальному наведению порядка в вопросе распределения федеральной квоты ГФУ и применению мер ответственности к импортерам ГФУ за полное исполнение квот (физическому ввозу хладонов на территорию нашей страны в оговоренный лицензией срок) уже точно не будут приняты к сезону лицензирования на 2025 год. МПР РФ перенаправило перечень в ФАС РФ, которая в свою очередь, по ключевому пункту вынесла резолюцию, что на этапе направления заявлений на ввоз ГФУ, священное право каждого хозяйствующего субъекта «заявиться и получить долю на ввоз» должно иметь возможность быть реализованным. Даже если субъект не обладает набором объективных возможностей (финансовых, инфраструктурных, кадровых, компетентности...). Даже если субъект в принципе не собирался реально работать на этом поле, а желает немедленно перепродать свежеполученную квоту профессиональному импортеру, чьи реальные живые клиенты терпят убытки от недостатка товаров и их неравномерного предложения на рынке. А если не получилось перепродать так и не беда! Затрат не было, ответственности за исполнение квоты не было, репутационных издержек не было, контрактных обязательств не было. Потерянная страной квота? Вы вообще, о чем… При этом ФАС предложило свою встречную инициативу о том, что приоритет в распределении квот следует уделять конечным пользователям. Что касается крупных конечных пользователей, оперирующих хотя бы десятками тонн хладонов, то их можно пересчитать по пальцам на руках. А что делать с мелкими потребителями, число которых составляет около 50-70 тысяч и более по всей стране? Степень непонимания механизмов реальной работы хладонового рынка удивляет. Каждый ларек, колхоз, магазин, автосервис должен получить право на ввоз квоты, собрать кучу бумаг и заплатить почти 300 000 рублей обязательных платежей, а затем в качестве участника ВЭД пройти 7 кругов ада, решая вопросы обеспечения платежей в КНР, перевозки, растаможки и сохранности груза. И все ради того, чтоб получить свои «полтора бидона» хладагента? В итоге бюрократический футбол ведомств при надлежащем бумажном сопровождении оставляет действующий порядок (беспорядок) на длительное время (навсегда?). Соответствующая закону, процедурная часть устраивает каждое ведомство в части своих компетенций, не содержит инициативы, не несет рисков профильным департаментам и кураторам, но оторвана от жизни и наносит вред стране. Стране, которая уже третий год ведет войну... Сергей Спирин, заместитель генерального директора АО Маркон-Холод.

Читать
04 июн 2025
7 мин

По следам совещания по решению вопросов, связанных с реализацией Кигалийской поправки в России.

Коллеги, не могу пройти стороной и оставить без внимания только что прошедшее первое установочное онлайн-совещание Рабочей группы по решению вопросов, связанных с реализацией в нашей стране Кигалийской поправки. Пожалуй, самое представительное за все время, оно проходило с участием всех регулирующих ФОИВов, отраслевого союза РСХП, руководства АПИК, крупнейших компаний, работающих в сфере производства, сервиса, дистрибьюции и применения промышленного, коммерческого, бытового холода и климатической техники. Совещание начиналось в обычном ключе. В очередной раз представителем Минприроды было высказано о неотвратимости исполнения нашей страной священных обязательств в части исполнения решений Монреальского Протокола и Кигалийской поправки к нему. Мы должны, мы сделаем. Эта позиция ожидаемо была всецело поддержана руководителем РСХП. Однако, мнения и оценки участников сектора реальной экономики в целом были схожими, но выражали тревогу в части предстоящих возможных затрат, сомнения по срокам и целесообразности начинаний, скептицизм в части фактических способностей отраслей по переходу на альтернативные хладагенты. Так, представители Минсельхоза озвучили опасение, что 90% транспортных и складских рефрижераторных мощностей работают на ГФУ-хладонах. Переоснащение парка на природные хладагенты в рамках графика Кигалийской поправки не оставит возможности сохранения отпускных цен на продовольствие и способно подорвать продовольственную безопасность страны. Представители сектора производства холодильного оборудования сообщили, что технологическое переоснащение возможно в какой-то перспективе, опасаясь давать даже примерные сроки. Поскольку новое оборудование может стоить “ и в два, и в десять раз дороже”. Его компоненты на 70-80% производятся в Евросоюзе. Если мы сами начнем проектировать и производить, то сделаем и дороже и не лучше, поскольку упущены 15-20 лет, а эффект масштаба производства в современных Российских условиях нам не реализовать. Кадровое обеспечение новыми специалистами не позволяет провести эту работу с ходу. Потребуются «не сотни и даже не тысячи» готовых обученных специалистов, на подготовку которых уйдет не год и не два, а возможно, даже не десять лет. Также следует иметь ввиду, что альтернативные природоподобные хладагенты работают в ограниченном диапазоне охлаждения и не закрывают потребностей средне и высокотемпературных применений холода. При этом все компоненты новых технологий включены в санкционные списки Запада. Поэтому «бороться за зеленую повестку» нам придется в одиночестве и вопреки, использую схемы обхода и нагружая бизнес неоправданными затратами, а население инфляционному давлению. Представитель сектора климатической техники высказался предельно конкретно о том, что ежегодно около 2,5 миллионов кондиционеров поступают на внутренний Российский рынок. Каждый из них заправлен ГФУ. Ни один мировой производитель не выпускает климатическую технику на аммиаке и СО2. Из каких источников мы будем восполнять ГФУ для заправки и сервиса? 2500 тонн хладонов ежегодно, и это самое меньшее, поскольку парк растет, а современный мир и высокие технологии зачастую невозможны без климатотехники. Вопросы обеспеченности военно-промышленного комплекса и индустрии пожаротушения вообще не находят решения в формате Кигалийской поправки, поэтому здесь эту тему не рассматриваю. Так и напрашивается вывод, зачем нашей стране, нам всем, ввергая отрасли и производства в бессмысленные затраты, ограничения, потерю конкурентоспособности, потерю рынков, потерю бизнеса, совершать глупость «подвиг», во имя (со слов представителей МПР) даже не исполнения климатической повестки, но лишь “соблюдения методологического подхода к применению ограничений к ГФУ, как к ОРВ”, которые на самом деле озоноразрушающими не являются, но об этом договорились стороны Монреальского Протокола, поскольку американцы заставили это сделать. Потому что, американцы в лице транснациональных компаний “Дюпон” и “Ханивелл” много лет назад договорились перевести весь мир на ГФО (ГидроФторОлефины). Но для того, чтоб китайцы согласились на это, на их территории построили производственные мощности по выпуску ГФО. А остальной мир поставили перед фактом… Выглядит бредово, но стоит сказать спасибо представителям Минприроды за слова правды. Я могу понять политику отдельных департаментов МПР РФ. По крайней мере, даже на фоне недостаточного знания регулируемой области, прямое и с избытком жесткое следование поправкам Монреальского Протокола, можно формально объяснить ответственностью, вытекающей из исполнения страной международных обязательств. Да, страна будет в каком угодно виде (если вообще будет), но лишь бы все выполнила! Но простите, я не могу понять позицию руководителя РСХП. Союз консолидирует (ну нам так казалось) мнение множества конкретных предприятий, работающих на рынке, на земле. Предприятий, отвечающих за людей, за производство, за бизнес, за будущее. Союз способен и должен объективно оценивать возможности и состояние отрасли. Едва ли не каждый из членов союза говорит, что в текущей геополитической обстановке и в текущих финансовых условиях, идти по Кигалийскому пути, соблюдая предложенный график сокращения – это идти к потере остатка технологического суверенитета и вести отрасль к пропасти. Даже ссылка руководителя союза на Климатическую доктрину РФ и попытка рассмотреть Кигалийскую поправку в качестве одного из шагов доктрины, утвержденной президентом нашей страны, не совсем корректна. В доктрине как раз и оговаривается, что наша страна к 2060! году обеспечит нулевой углеродный след, но достигнет этого с учетом влияния антропогенных факторов всего комплекса отраслей и с учетом поглощающей способности природных ресурсов страны, которые воспроизводятся и растут. Доктрина предусматривает использование сильных областей экономики, к которым, например, относится структура генерации электроэнергии РФ, для компенсации возможного технологического отставания относительно слабых отраслей. Как вы понимаете, с началом периода горбачевского нового мЫшления (по прямому распоряжению Горбачева Монреальский Протокол был подписан послом СССР в Канаде вопреки мнению советской науки и отраслевых министерств, что было объяснено, как проявление нового мышления...), наши холодильная и фторхимическая отрасли скатились из разряда лидирующих в деградирующие. По этой причине отрасль не может являться одним из локомотивов реализации «зеленых технологий» в структуре экономики РФ в краткосрочной предложенной перспективе. Более того, наш президент неоднократно лично высказывался, что природоохранная и климатическая повестка не должна проводится во вред экономике страны и не должна понижать качество жизни и благосостояние граждан. Про закрытие отраслей и запрет на использование ГФУ с 1 января 2029 в важнейших видах применения в климатической доктрине РФ точно ничего не говорится. Экономика страны может реализовать этот проект относительно безболезненно, но в реальные сроки с перспективой текущего потребления ГФУ на период до 10 лет и более! Не могу оставить без внимания оптимистичный ответ председателя РСХП на вопрос одного из участников конференции, представителя крупнейшего игрока в области климатотехники: «Где мы возьмем ГФУ для кондиционирования?». «Вступайте в союз и мы вместе решим ваши проблемы...». Так и хочется спросить: «Юрий Николаевич, мы с Вами не смогли решить даже вопроса эффективного распределения квот и последующей ответственности за полную реализацию лицензий, которая должна возникать у каждого заявителя». За три года ни одно из направлений применения ГФУ не обеспечено каким-либо оперативным запасом. Крупные квалифицированные дилеры поставляют по своим контрактам с колес. От привоза до привоза. Запасы на складах, в лучшем случае, определяются от недель до двух-трех месяцев. Режимы ввоза ГФУ установлены предельно жесткие. По инициативе ФОИВов под лицензирование подведено даже ГФУ-содержащее оборудование, что совсем не оговаривается статьями Монреальского Протокола. Процедуры оформления решений и лицензий настолько растянуты, что никак не соответствует ни возможностям нашего времени, ни задачам, стоящим перед промышленностью. Объективные проблемы с проведением оплат и фактической транспортировкой товаров занимают значительно больше времени, чем 3-4 года назад. Лицензионный календарный год превращается в узкое окно возможностей, ограниченное 6-7 месяцами. Регулирующие органы знают это и в случаях, когда фактическая отправка ГФУ из КНР совершается в декабре, могли бы продлить срок реализации лицензии до поступления всех “транспортных хвостов” на территорию РФ, даже если подача декларации по лицензируемым хладонам и оборудованию происходит я январе-феврале следующего года. Однако, с умыслом или из лени, но это не делается. Потери квоты за три года регулирования составили более 15000 метрических тонн ГФУ-хладонов. Это не потери Минприроды. Определяя политику распределения и оборота ГФУ, МПР РФ, естественно, не отвечает за реальный сектор и его убытки. Это потери нашей с вами отрасли, которые могут кратно увеличиться. Дополнительные сегменты этих потерь будут неоправданными, невынужденными затратами России в военном и финансово-экономическом противостоянии с Западом. Война на истощение набирает обороты и Запад всеми силами будет пытаться реализовать свои возможности. Наша задача при этом — сохранить ресурсы. Убедительные ссылки на то, что мы “выполняем установки министров и вице-премьеров”, не будут приняты бизнесом и населением в качестве оправданий. В истории страны не раз были периоды, когда и цари, и генералиссимусы, и генсеки прислушивались и принимали позицию людей нижестоящих, ибо понимали, что эта позиция основана на знании, на правде и сохраняет путь к будущему страны. А чтоб у нас у всех не оставалось иллюзий о действительных ценностях Запада и твердости в следовании “зеленым” приоритетам, напоследок приведу короткое сообщение известного американского издания: «Переходная команда избранного президента США Дональда Трампа подготовила указы и прокламации о выходе из Парижского соглашения по климату.» The New York Times, 9 ноября 2024 года.

Читать
04 июн 2025
8 мин

Кигалийская поправка, как новый сезон Монреальского сериала.

Момент истины приближается. Любой договор, особенно договор между странами, имеет основу для длительного исполнения сторонами в двух случаях. Первый, когда он в равной степени не устраивает обе стороны. Или, когда стороны, напротив, каждая по-своему, считают его выгодным для исполнения и сохранения. Любой договор, который в одностороннем порядке выгоден одной стороне и невыгоден другой, обречен. Не могу для себя найти ответ на вопрос: «Чего ради РФ, как сторона Монреальского Протокола ратифицировала Кигалийскую поправку?». Особенно, почему мы сделали это на год раньше, чем это сделала КНР? В отличие от китайцев, у нас к марту 2020 года производство хладонов- ГФУ едва теплилось тончайшей нитью жизни, готовой оборваться в любой месяц. Что вскоре и случилось. Производство навязанных американцами «перспективных» к применению ГФО (гидрофторолефинов) и ФК (фторкетонов), которые закладывались в качестве основной замены ГФУ в разных видах применения, даже не рассматривалось в качестве ТЭО. Китайцы же ратифицировали поправку только после того, когда стали уверены, что не одно и не два собственных предприятия без участия иностранного влияния освоили и масштабировали выпуск этих продуктов в достаточных объемах. Кто подставил только назначенного на должность премьер-министра Мишустина М.В., тогда, в марте 2020 года, подсунув на подпись документы о ратификации этой поправки и под какой аргументацией это делалось, уже не так важно. Важно, что страна добровольно приняла на себя обязательства, оговоренные этой поправкой к Монреальскому Протоколу. Поправкой, сутью которой, нарушаются конституционные права граждан, когда под притянутой за уши угрозой, темой циклического изменения климата, обеспечивается переход на более опасные для жизни и здоровья людей химические вещества, а экономике многих страны наносится огромный ущерб. Поправкой, в которой нет ничего про климат и совсем ничего про экологию. Поправку, в которой все только про деньги…американские деньги. Кстати, о Монреальском Протоколе! Скажите, пожалуйста, а когда вы видели-слышали в последний раз заголовки в топе мировых информационных агентств о грядущей гибели всего живого по причине истощения озонового слоя? Куда испарилась острота вопроса? Лишь детские рисунки в тематических журналах, публикуемые на день охраны озонового слоя Земли 16 сентября каждого года, напоминают нам о важнейшей теме человечества времен конца 90-х и начала нулевых. Или он, этот слой, уже восстановился? А не все так просто. Да, как и раньше, в прошлом веке, с момента открытия озонового слоя и начала его изучения, распределенный на стратосферных высотах озон, над антарктической областью планеты продолжает регулярно истощаться в ноябре-декабре каждого года и восстанавливаться к февралю-марту следующего года. Цикличность этих изменений неизбежна, поскольку для образования озона необходимо солнечное ультрафиолетовое излучение, а во время полярной ночи над Антарктидой солнце не светит, если кто не в курсе. Мы перестали слышать вопли про озон по простой причине. Эта тема успешно отработана и потеряла актуальность. Монреальский протокол как эффективный инструмент УЖЕ расчистил мировую площадку для западных ТНК во главе с американским финансово-промышленным лобби. Десятки предприятий по всему миру и, главным образом, фторхимическая индустрия бывшего СССР, обеспечивавшая до 25% мирового выпуска хладонов, УЖЕ уничтожена. Миллиарды долларов УЖЕ розданы третьим странам в качестве кредитов на технологическое «зелено-голубое» переоснащение. Сотни миллиардов долларов прибыли, УЖЕ получены глобальными ТНК, которыми УЖЕ проведена замена хладагентов и оборудования остальному миру. Интеллектуальная собственность, права и патенты на право выпуска новых видов хладонов и оборудования УЖЕ проданы. Почти на два десятилетия вперед, Запад обеспечил себе лидерство в области фторхимии, холодильных масел и реагентов, профильного машиностроения. Лидерство технологическое и финансовое, которые в итоге укрепило силу политического лидерства. Только про озон все забыли…. Что же дальше? Машина глобального западного доминирования не может простаивать. С начала нулевых уже готовилась новая страшилка, которая сможет затмить и оправдать любую дурь в плане необходимости новых технологических переходов, состряпанной на основе псевдонаучной подложной аргументации по своей сути, но последовательную и рациональную в вопросах обеспечения дальнейшего технологического, финансового и политического доминирования. Поэтому дальше Монреальский протокол получает новую жизнь. Новый сезон продолжения сериала. Кигалийская поправка и призвана узаконить и в нужном свете оформить новый этап смены технологического цикла в холодильной отрасли и во всех прикладных применениях. Только теперь мы боремся за климат и против углеродного следа. На закате своего второго срока президент США Обама лично содействовал проведению совещания сторон Монреальского Протокола в столице африканской Руанды, городе Кигали, осенью 2016 года. Ставки были весьма высоки. Сделка в области сокращения ГФУ на базе Монреальского Протокола должна была значительно повысить эффективность и облегчить реализацию американского видения «зеленой повестки» по всему миру и во всех экономических отраслях. Выгодоприобретателями процесса на многие годы вперед будут, ну конечно, глобальные элиты США. Не зря команда международных экспертов МГЭИК под руководством бывшего вице-президента США Альберта Гора славно потрудилась в середине нулевых. Когда по разработанным «специалистами» методикам, среди прочего был повышен ПГП природного газа в 4 раза, а поглотительная способность российских лесов снижена в несколько раз! Эти же методики в последующих изданиях бездоказательно установили сверхвысокие уровни ПГП на все применяемые ГФУ, что вошло в справочные данные и намеренно усиливает углеродный след в хладоновой индустрии. Естественно, что «герои» заслужили нобелевскую премию. Аналогично тому, как заслужили эту же премию американские химики Роуленд и Молина, обвинившие в свое время дешевые, безопасные и эффективные хладоны группы ХФУ, БФУ в разрушении озонового слоя. При этом, углеродный след ГФО признано считать нулевым, хотя по факту он существует. А учитывая, что энергозатратность (углеродный след) синтеза производства одного кг ГФО (годрофторолефина) или ФК (фторкетона) в три раза превышает энергозатратность 1 кг ГФУ, при снижении эффективности рабочего цикла около 10%, пожароопасности и негативном влиянии на здоровье человека, то у любого нормального человека возникает вопрос: а мы правда осознанно захотели это сделать? Теперь ближе к существу вопроса. Даже учитывая безобразное фактическое состояние в области распределения федеральной квоты на ввоз ГФУ в РФ, если до настоящего времени эти самые квоты в целом соответствовали объему внутрироссийского потребления ГФУ (ну ежегодные скачки цен на хладагенты на 100-200% и простои от недель до месяцев не в счет…это ж мелочи), то начиная с 2025 года, согласно графику Кигалийской поправки, уровень потребления ГФУ должен снизится на 35% от базового, который мы имели в период 2021-2024 гг. включительно. А это уже серьезно. Это вызовет кратный рост цен и более длительные перебои с обеспечением, которое будет ниже потребности страны и обусловит состояние хронического дефицита. Это способно критично ослабить ряд отраслей и применений. Понизить их эффективность и живучесть. Увеличить инфляционную составляющую, что в итоге приведет к снижению качества жизни граждан. Но при этом вызовет дополнительную зависимость в альтернативных продуктах и технологиях, поставляемых с большими издержками преимущественно из враждебно настроенных стран. Россия, страна, которая не первый год ведет войну на боевом фронте, а также на фронте финансового и экономического противостояния, должна ли по собственной воле стрелять себе в ноги, ослабляя свою экономику и при этом укрепляя экономику своих врагов? А чиновники из профильных департаментов МПР, курирующих режим исполнения Кигалийской поправки Российской Федерацией, которые ежегодно и не по разу в положительно-розовых тонах описывают текущую ситуацию в отраслях и перспективу, что в корне не соответствует действительности. Они, рисующие ворох дорожных карт по «ускоренному переводу отраслей на американские заменители переходу к светлому климатическому будущему», призывающие к исполнению страной своих священных обязательств в рамках международных соглашений. Не только призывающие, но организующие предельно жесткое регулятивное поле для участников рынка, обеспечивающих ввоз как хладагентов, так и оборудования. Эти чиновники правда работают в органах власти Российской Федерации и действуют в интересах Российской Федерации? При том, что враги нашей страны давно уже не соблюдают и наплевали на нормы и международные соглашения, включая Устав ООН? И в качестве своих целей декларируют уничтожение нашей страны всеми доступными способами. Подобная ситуация не оставляет возможности для нереагирования. В подобных условиях лучшим исполнением Кигалийской поправки нашей страной будет ее заморозка в режиме текущего потребления на срок не менее трех лет. В течение ближайшего времени необходимо переосмыслить подходы международного регулирования в части климатической и экологической повестки. Перевести всякое регулирование из области предположений и допущений с заведомо невыполнимыми целями (охлаждения земной атмосферы на 1,5 С, либо охлаждения температуры мирового океана на 1С) в область научно обоснованную и измеримую, учитывающую комплексное воздействие факторов антропогенной эмиссии и возможности ее поглощения естественным образом на территории отдельного государства, что, кстати, и будет соответствовать Уставу ООН. Практика показала, что из стен профильных ФОИВов мы подобной инициативы не дождемся. Но в том же координационном совете по безопасности, учрежденным по указанию президента РФ и под кураторством премьер-министра, работают немало экспертов высокого уровня, чей разум не помутнен американскими грантами. Для кого интересы страны в приоритете. Кому вполне по силам разобраться в текущей ситуации, не опираясь на доклады из МПР и обзоры ЮНИДО. А уровень принимаемых решений способен навести порядок в любом из ведомств. От этих решений зависит не только парк холодильных машин в сети «Магнит» или «Пятерочка», и даже не только оснащенность бортов атомных ледоколов и подводных лодок, вертолетов и самолетов, скоростных поездов и морских газовозов, хотя это крайне важно, особенно в текущей ситуации. От этих решений также будет зависеть, насколько долго наша страна будет продолжать играть в чужую навязанную игру по чужим навязанным правилам, сидя за одним игровым столом с шулером, при том, что правила эти постоянно меняются и победитель в каждом эпизоде предопределен, а на кону стоит экономический суверенитет и благополучие граждан! Сергей Спирин, заместитель генерального директора АО Маркон-Холод.

Читать
04 июн 2025
5 мин

Монреальский протокол и его поправки.

Этой статьей мы открываем серию публикаций, посвященную потреблению хладагентов, включая квоты на ввоз и производство. Для начала рассмотрим вопрос откуда появилось квотирование. Для этого придётся вернутся в 1987 год, когда 46 стран подписали соглашение, вошедшее в историю под именем «Монреальского протокола». Что представлял из себя этот документ? Основной его целью было ограничение использования веществ, влияющих на разрушение озонового слоя. И, в первую очередь, хлорфторуглеродов (ХФУ). Небольшое отступление. Вещества, известные под «фреонами» (Freon – это торговая марка), применялись в разных отраслях промышленности, например, при производстве дезодорантов, теплоизоляции и т.д. Поскольку они содержали хлор, который является наиболее опасным катализатором распада озона. При выпуске в атмосферу происходила реакция, отрицательно влиявшая на озоновый слой. Изначально Монреальский протокол предполагал замораживание производства пяти самых распространённых ХФУ на уровне 1986 года и последующее постепенное сокращение их производства, а также ограничивал экспорт и импорт этих веществ, к которым относились широко применяемые в холодильном оборудовании хладоны R11 и R12. Первая редакция Монреальского протокола вступила в силу в 1989 году и, практически сразу, в 1990 году была принята первая из поправок – Лондонская поправка, которая расширила список ХФУ и включила некоторые другие вещества, отрицательно влияющие на озоновый слой. Также был введен термин «переходные вещества», к которым относятся гидрохлоруглероды (ГХФУ). Далее, в 1992 году принимается Копенгагенская поправка, которая переносит сроки прекращения производства, в том числе R11 и R12 на 1996 год. Если изначально Монреальский протокол ограничивал производство этих хладагентов на 30% от объема 1986 года в 1998 году, то полное прекращение производства в 1996 году, принятое в 1992 году, выглядит резким шагом. Интересной выглядит принятая в 1997 году Монреальская поправка, предусматривающая создание глобальной системы лицензирования и регулирования импорта и экспорта озоноразрушающих веществ. Уже через 2 года после Монреальской поправки в 1999 году появляется Пекинская поправка, которая, в том числе, запрещает торговлю любыми озоноразрушающими веществами со странами, не ратифицировавшими данную поправку, а также вводит ограничительные меры на производство ГХУ и ГФХУ развивающимися странами. То есть эта поправка фактически заставила переходить на новые рабочие вещества развивающиеся страны, что повлекло дополнительные расходы. И, наконец, в 2016 году была принята Кигалийская поправка, которая устанавливает поэтапное сокращение производства и потребление уже гидрофторуглеродов (Ф-газы). Главным в этой поправке является не озоноразрушающей потенциал (ODP, ОЗП), а потенциал глобального потепления (GWP, ПГП) в 100 летней перспективе. Графики сокращения потребления вводятся для двух групп развитых и двух групп развивающихся стран. Таблица сокращения потребления Ф-газов в зависимости от базового уровня потребления (для Российской Федерации - 48 729 257 тонн в эквиваленте CO2) представлена ниже.       Группа I     Группа II     Группа III     Группа IV   Заморозка     –     –     2024 (100%)     2028 (100%)   1 этап     2019 – до 90%     2020 – до 95%     2029 – до 90%     2032 – до 90%   2 этап     2024 – до 60%     2025 – до 65%     2035 – до 70%     2037 – до 80%   3 этап     2029 – до 30%     2029 – до 30%     2040 – до 50%     2042 – 70%   4 этап     2034 – до 20%     2034 – до 20%     –     –   5 этап     2036 – до 15%     2036 – до 15%     2045 – до 20%     2047 – до 15%   Страны     Стороны, не действующие в рамках Статьи 5 Монреальского протокола, за исключением Группы II     Беларусь, Россия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан     Стороны Статьи 5 Монреальского протокола за исключением Группы IV     Индия, Пакистан, Иран, Ирак, Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ   Базовый уровень   Средний уровень потребления ГФУ за 2011 – 2013 годы + 15% от базового уровня ГХФУ   Средний уровень потребления ГФУ за 2011 – 2013 годы + 25% от базового уровня ГХФУ   Средний уровень потребления ГФУ за 2020 – 2022 годы + 65% от базового уровня ГХФУ   Средний уровень потребления ГФУ за 2024 – 2026 годы + 65% от базового уровня ГХФУ Хочется обратить внимание, что основные поправки, включая ограничение потребления и производства, были приняты в течении первых 12 лет после появления Монреальского протокола. Приведу несколько цифр, которые могут быть легко найдены в сети Интернет (цифры могут меняться в зависимости от источника, но общее направление будет верным): Наибольший эффект (около 57%) на развитие парникового эффекта оказывают добыча и использование энергии и только около 20% промышленность; В атмосфере находится около 60% СО2, 15% метана и 12% фреонов. По другим данным на углеводороды приходится 5%. Согласно этим данным, метан должен оказывать большее воздействие на парниковый эффект; Доля Ф-газов в общих антропогенных выбросах парниковых газов составляет 1,1%, метана 14,3%; В 2005 году совокупное загрязнение атмосферы ХФУ, ГХФУ и ГФУ составило 17%. Если учесть специфику холодильной техники и систем кондиционирования, где хладоны используются преимущественно в замкнутом цикле, то, по меньшей мере, странно, почему запреты касаются холодильной промышленности, развитие которой напрямую связано с продовольственной безопасностью и жизнедеятельностью конкретного общества. Уровень и продолжительность жизни в развивающихся странах отстают от развитых, если для них вводятся дополнительные запреты на более дешевые хладагенты, их заставляют переходить на более дорогие с заменой большей части оборудования, то эти показатели, как минимум, не растут. При этом, если уделить внимание использованию энергии (эффективности использования), то можно получить не только больший эффект в снижении негативного влияния на окружающую среду, но и сократить издержки производства. Далее мы поговорим каким образом квоты на ввоз и производство хладагентов, определяемые на основании приведенной выше таблицы, повлияют на развитие промышленности, в том числе российской. Максим Талызин, кандидат технических наук, академик Международной Академии Холода, главный редактор журнала "Холодильная техника".

Читать
04 июн 2025
7 мин

Особенности исполнения Кигалийской поправки в России.

21 июня 2024 года малозаметно и буднично прошли два совещания с участием представителей бизнеса, Россоюзхолодпрома, АПИК, Минпромторга, Минприроды и прочих ведомств. Одно совещание при комитете ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса, а другое - по вопросам лицензирования ввоза/вывоза и транзита на территорию стран ЕАЭК оборудования, заправленного хладонами группы ГФУ. Оба форума фактически освещали ход реализации в Российской Федерации Кигалийской поправки к Монреальскому Протоколу. Представители Минприроды и Минпромторга в положительных тонах и вполне оптимистично описали существующую ситуацию в контексте исполнения Кигалийской поправки в стране. Представители бизнеса имели собственную позицию, которая в корне отличалась от позиции чиновников. Однако, по итогам мероприятий, в качестве общей совместной инициативы, организаторами были оформлены итоговые документы, инициирующие введение ограничительных и запретительных мер в области оборота ГФУ в РФ, вплоть до полного запрета применения в ряде направлений холодильной техники и отдельных отраслей с 1 января 2029 года. При том, что само правоприменение Кигалийской поправки не допускает никаких запретов на применение хладонов-ГФУ в любых областях промышленности, но лишь ограничивает количество потребляемых веществ. Естественно, что представители отрасли, в том числе участвовавшие на совещаниях, категорически против подобного подхода. АО Маркон-Холод, совместно с руководством Ассоциации Предприятий Индустрии Климата подготовили комментарии в Российский Союз Промышленников и Предпринимателей к текущей ситуации на рынке хладонов в РФ, описывающей наличие возможных барьеров, препятствующих нормальному ведению бизнеса. В стране действует режим исполнение Кигалийской поправки.Не вдаваясь в объективные данные о целесообразности поддержки подобной поправки и каком-либо измеримом влиянии ГФУ на климат планеты в принципе, следует отметить ряд негативных факторов (барьеров), обуславливающих потерю конкурентоспособности отечественной индустрии холода и всех отраслей, потребляющих ГФУ-хладоны. а) К сожалению, опыт трех лет лицензирования оборота ГФУ не оставляет нам даже остатков оптимизма. Из года в год квалифицированные импортеры не могут получить желаемые объемы хладонов для ритмичных поставок по регулярным контрактным обязательствам перед тысячами клиентов. При этом рынок заполнили далекие от индустрии холода компании, которые по заявлениям набирают максимально возможные количества квот, но лишь с той целью, чтоб перепродать профессиональным участникам рынка эту квоту целиком, не вдаваясь в детализацию запросов рынка и его специфики. При этом новоявленные импортеры-заявители ничем не отвечают за полную или частичную утрату квоты при отсутствии фактического импорта в страну. За три года количество импортеров-заявителей ГФУ увеличилось практически в 4-5 раз! Размывание доли квалифицированных импортеров ГФУ значительно снизило качество планирования необходимой продукции и сырья в разрезе отраслей в масштабах всей страны. Исчезла ритмичность поставок. Утрачены условия для формирования оперативных и среднесрочных запасов ГФУ участниками рынка. Значительная часть потребителей столкнулась с нехваткой хладонов в ассортименте, с перебоями в работе оборудования. При этом участники рынка испытали несколько волн удорожания хладонов, что привело к снижению конкурентоспособности и излишнему росту инфляции во всех видах применения гидрофторуглеродов. По нашим оценкам, фактический ввоз в страну не превышает 13000-14000 метрических тонн всех хладонов. И это при том, что федеральная квота позволяет импортировать 23000-24000 метрических тонн востребованных хладонов в зависимости от ассортимента. Потери квоты в 22 и 23 годах составляли 35 и более%. В текущем же году из более, чем 140 заявителей, только около половины приступили к реализации реальных шагов по получению лицензии и ввозу ГФУ. Это вызывает опасение, что количество и качество по востребованному рынком ассортименту будет на уровне прошлых лет. Ведущие участники рынка ежегодно подавали свое видение о рациональной и эффективной системе распределения квот. Однако, операторами процесса в лице МПР и Минпромторга мнения рыночной среды в этой части к учету не воспринималось. б) Двойной учет ГФУ в ПГП и метрических тоннах при лицензировании. Кигалийская поправка учитывает единицы глобального потепления, то есть ПГП потенциал. Этот параметр выделяют импортеру в качестве квоты. Далее он пересчитывается в метрические тонны реальных веществ. Коэффициент пересчета разных веществ может отличатся в два и более раза. При этом, запрашивая квоту, импортеры опираются на собственное видение «наборки» хладонов и планирование, подтвержденное реальным спросом. Тогда как Минприроды при определении объема по лицензии выставляет импортеру допустимый уровень к ввозу в виде ПГП и одновременно в тоннаже. Это, в большинстве случаев, лишает квалифицированного импортера возможности ввозить бОльшее количество «легких» хладонов, пересчитанных в ПГП, но востребованных рынком и ориентирует на ввоз хладонов, со средним и большим ПГП, так, чтоб максимально реализовать квоту в ПГП и выбрать все до копейки. По цепочке это ведет к перекосу «наборки» товаров при планировании транзитных норм при перевозке. И уже на этом этапе импортер несет или дополнительные затраты, или вынужден отказаться от части товара, потеряв дополнительное количество квоты. А компании, которые заполонили рынок из желания срубить легких денег, этот вопрос нисколько не волнует, поскольку они с момента получения квоты заняты вопросом перепродажи последней внутри страны более крупным игрокам. Никакого планирования ассортимента они не в состоянии провести, поскольку не знают ни специфики работы отраслей, ни сезонности, ни емкости рынка. Представителям Минприроды неоднократно отмечалось о пагубности двойного нормирования выделенной квоты. Однако, все доводы не воспринимались с лету по причине сложности учета в ФТС. Простите, что в нормальном государстве первично? Интересы удобства работы исполнительных служб или интересы отечественной промышленности, экономики и благополучия населения? Ответ очевиден. в) Сроки и порядок лицензирования. Текущая процедура информирования импортеров о возможности ввоза конкретной квоты, проведения экспертизы и принятия решения о возможности ввоза экспортером выделенной квоты, оформления непосредственно лицензии на ввоз, предъявляемой участником ВЭД при импорте товаров в ФТС, разработанная по канонам евробюрократии конца прошлого века, морально и алгоритмически устарела, не отвечает интересам отечественной промышленности и потребляющих ГФУ отраслей. Практика показывает, что в последние часы уходящего года импортеры получают постановление о распределении квот. С середины января начинается процедура подготовки пакета документов (заключение контрактов и страхование), проведения экспертиз уполномоченными организациями, получения заключения Росприроднадзора о трансграничном перемещении ГФУ, оформление и выдача лицензий Минпромторгом о возможности ввоза ГФУ. Фактически от полутора до двух месяцев тратится непродуктивно. Затем транспортное звено от полутора до двух месяцев. В итоге, только в апреле-мае товары в широком ассортименте поступают на внутренний рынок. Это не малоизученные субстанции, привезенные с Венеры или Марса и требующие доскональных проверок. Это известные более 20 лет продукты, которые ежегодно ввозились беспрепятственно, а теперь с препятствиями. Что нам мешает обеспечить информирование о распределении квот на будущий год хотя-бы в ноябре уходящего года? Что мешает в век цифровизации и электронного документооборота сократить нормативы принятия стандартизированных «решений» и «заключений» с недель до суток или даже часов? Чьи интересы обеспечивают регуляторы при соблюдении подобных сроков? Кому следует персонально напомнить, что стратегически важные производства и подразделения оборонного комплекса также являются потребителями ГФУ, при том, что страна находится фактически в состоянии войны? 2. В департаментах министерств, а также со стороны компаний, финансируемых из-за рубежа, но по традиции привыкших вмешиваться во внутреннюю промышленную политику страны, например ЮНИДО, регулярно исходят инициативы, направленные на ужесточение и дополнительные ограничения правил оборота ГФУ внутри страны. Подобные меры способны значительно ухудшить ситуацию. Среди них: а) Запрет оборота одноразовой тары. Страна ни готова ни в части обеспеченности соответствующим парком оборудования на местах, ни обученным персоналом, ни финансовым обеспечением, необходимым для реализации подобной меры. Подготовиться к этому за 3 и даже 5 лет не представляется возможным. На деле, многоразовые баллоны будут применятся чаще в качестве одноразовых. Экологический эффект будет скорее отрицательным, поскольку значительное количество хладона из остатка в таре будет уходить в атмосферу при попытке неквалифицированного извлечения. б) Запрет на применение и заправку ГФУ в полутора-десятках видов применений ГФУ с 1 января 2029 года. Поскольку Кигалийская поправка рассчитана на десятилетия и регулирует количество ГФУ в обороте, под ее эгидой не должны перечеркиваться перспективы существования отраслей, производственных линий, единиц оборудования, в том числе не только холодильного профиля. Инженерно-технический персонал, руководство и собственники предприятий должны определять самостоятельно виды, сроки и перспективы применения ГФУ-агентов, исходя из технико-экономической целесообразности, цены и наличия. Оборудование и агрегаты, заправленные ГФУ-агентами, может работать по 10 и более лет. Видим в этой мере попытку насильного перевода отраслей на продукты (фторолефины и смеси на их основе), навязываемые корпорациями, связанными в основном с США и являющимися главными выгодоприобретателями от реализации глобальной смены технологического цикла, регламентируемого Кигалийской поправкой. в) Инициативы по введение сложной процедуры отчетности, дополнительного лицензирования бизнеса, аттестаций, дополнительной системы штрафов и сборов за применение и потерю ГФУ при эксплуатации оборудования.Благодаря организации текущего процесса лицензирования все ГФУ-хладоны значительно выросли в цене и этот процесс не останавливается. Собственники и руководители предприятий осознают значимость эффективного и рационального применения имеющихся запасов хладонов. Опыт сокращения потребления хладона-12 и хладона-22 научил бизнес эффективному поведению без участия карающего финансово-бюрократического механизма и излишней контролирующей роли ФОИВов.

Читать
04 июн 2025
7 мин

ПРИМИТИВНАЯ УГЛЕРОДНАЯ АРИФМЕТИКА - ЧУЖАЯ КОЛЕЯ ДЛЯ ОГРАНИЧЕННЫХ, СЛАБЫХ И ЗАВИСИМЫХ.

Вот уже четвертый год наша страна пребывает в режиме исполнения условий Кигалийской поправки. Поправки, в которой нет ничего про экологию и почти ничего про климат. Изменение климата - это вещь куда более сложная, чем простой учет углеродных единиц. Зато в этой поправке очень много про то, что развитые страны должны всегда быть развитыми и богатыми, а развивающиеся страны должны вечно развиваться и занимать деньги у богатых на свое развитие. Эта поправка, по сути, является продолжением большого бизнес-проекта по борьбе с бром - хлор содержащими хладонами, когда более четверти века назад была уничтожена мощная советская индустрия по производству простых дешевых и эффективных хладонов 11, 12 и прочих. А спустя 25 лет озоновая дыра продолжает ежегодно появляться в конце августа и затягиваться в конце ноября, не имея никакой корреляции с динамикой производства хладонов, которым придумали название «озоноразрушающие». Как мы хорошо понимаем, главным выгодоприобретателем от реализации Кигалийской поправки и политики примитивного углеродного учета являются США и основные союзники. Страны, настроенные откровенно враждебно по отношению к России. В этой связи вполне логичным видится создание для наших ГФУ- потребляющих отраслей максимально простых и понятных правил на время переходного периода. Для того, чтобы исполнять эти поправки в целом, но исполнять в режиме минимальных рисков и экономических потерь. Осенью 2023 года участники индустрии холода обсуждали проекты документов в части госрегулирования оборота ГФУ в России на период до 2036 года. В том числе зарубежный опыт регулирования ГФУ и возможность дополнительного ужесточения условий по обороту ГФУ в нашей стране. Автором этих инициатив стала ЮНИДО, организация с широкими целями - за все хорошее против всего плохого, являющаяся структурой ООН, а по факту обеспечивающая продвижение глобальных интересов США в странах третьего мира. К сожалению, вынуждены отметить, что направленные для рассмотрения в профильные министерства проекты документов вместе с пояснительной запиской не являются консолидированным мнением всех членов РОССОЮЗХОЛОДПРОМА. Большая часть предложений отраслевых компаний не вошла в итоговый документ. Тогда как основная часть предложений, подготовленная представителями ЮНИДО, как раз и составила основу этих предложений. Считаем нужным коротко сообщить о том, какие формулировки пользовались поддержкой многих компаний, но не нашли отражения в итоговом документе. 1) Мы не считаем, что процесс конверсии российской экономики на альтернативные вещества с низким или нулевым потенциалом глобального потепления требует ускорения, поскольку в таком случае переход будет проходить с недопустимо высокими издержками отраслей. 2) Ни одна из компаний, работающих в разных видах применения ГФУ, не поддержала инициативу о запрете ГФУ в разных видах применений, в том числе в пожаротушении, производстве пен, заправке определенных типов холодильной техники начиная с 1 января 2025 и в ряде случаев с 1 января 2029 года. Считаем, что оборот ГФУ разрешен на десятилетия вперед и его ускоренный запрет нецелесообразен и вреден. Руководители и профильные специалисты вправе принимать решения о применении того или иного ГФУ исходя из доступности хладагента, исходя из его цены, технического задания и срока службы оборудования. Подавляющее большинство компаний испытало на себе прекращения оборота хладона - 12 и хладона - 22 и имеет опыт планирования технических и финансовых ресурсов. 3) Один из пунктов инициативы, который также не нашел поддержки профессиональных участников — это ограничение и запрет оборота ГФУ в таре одноразового использования в ближайшей перспективе. И дело не просто в лени или нежелании. Подобное мероприятие практически нереализуемо в перспективе 2-3 лет по причине неготовности отечественного парка многоразовой облегченной тары и отсутствием необходимой инфраструктуры. Запрет обернется критическими сопутствующими издержками всех участников цепочки оборота ГФУ. 4) Также профессиональная среда крайне критически относится к предложению по дополнительному лицензированию деятельности, аттестации, оформлению и подачи специфичной отчетности при хранении и обороту ГФУ, а также возможных штрафов за допущенные нарушения в этой связи. Эти меры излишне бюрократизируют оборот ГФУ и нагрузят бизнес дополнительным давлением и затратами. При этом, конечная цель этих мероприятий по тотальному контролю всей цепочки оборота, практически невыполнима. Опыт прекращения оборота хладона - 12 в РФ показывает эти инициативы малоэффективными и оторванными от реальной ситуации. Любой обладатель ГФУ понимает ценность хладонов и опасность длительного хранения этих продуктов по причине возможных утечек. Поэтому каждый собственник стремится рационально и эффективно распорядиться остатком ГФУ. Уж коли все сводится к учету и регулированию потенциала глобального потепления в виде углеродных единиц, то давайте сами себе упростим задачу. Уже не первый год наша компания наряду с прочими лидирующими игроками рынка ГФУ - хладонов в своих предложениях через РОССОЮЗХОЛОДПРОМ просит МИНПРИРОДЫ отказаться от двойного учета, когда разрешенные к ввозу лицензируемые хладоны учитываются как в метрических тоннах, так и в углеродных единицах. Как правило, количество хладона, разрешенного к ввозу по лицензии в тоннаже, при обратном пересчете в ПГП оказывается значительно ниже, чем разрешенный объем ПГП по лицензии. Отсюда возникает потеря квоты в ПГП. Это значительно усложняет работу крупных импортеров при планировании покупок. Заставляет прибегать к нерациональным логистическим решениям при планировании схем погрузок и транзитных норм. Остатки хладонов разных марок, которые не поместились в разрешенную транзитную норму укомплектованных контейнеров, экономически невыгодны к провозу и также пополняют потери национальной квоты потребления ГФУ. Коллеги, также хотелось бы отметить качество и количество импортеров, вовлеченных в процесс оборота ГФУ. В первую лицензионную компанию 2022 года количество импортеров ГФУ составляло 73 участника. В 2024 году уже 143 компании получили квоты на ввоз. Следует отметить, что, к сожалению, обеспечивая принцип свободы конкуренции и равных прав доступа к импорту ГФУ, доля квалифицированных крупнооптовых импортеров с опытом работы более 10 лет снизилась до уровня менее 30% от общего количества участников внешнеторгового оборота ГФУ. Это значительно снизило ритмичность поставок и качество планирования необходимых хладонов в разрезе потребляющих отраслей. Часть квоты не реализуются участниками по причине несоответствия финансовых возможностей заявленным ко ввозу объемам. Ряд компаний новичков участвуют в распределении квот только для того, чтоб перепродать полученный объемы крупным импортерам. Имея по несколько тысяч регулярных потребителей и договорные обязательства перед клиентами, крупные импортеры готовы переплачивать за ГФУ для того, чтоб иметь резерв необходимых хладонов на складе и не допускать перебоев с поставками. В этой связи хотелось бы особенно отметить, что заявители ГФУ, получившие квоту, должны отвечать финансово и отвечать репутацией за полноту исполнения квоты. Например, установить минимальный размер исполнения квоты на уровне не менее 90 % от выделенного объема в метрических тоннах. При этом, если компания не ввозит более чем 90 % по итогам лицензионного периода, то получает штраф в размере 10 кратной стоимости каждой оформленной нереализованной лицензии и автоматически лишается возможности участвовать в распределении квот на следующий год. Иначе мы получаем ситуацию 2022 года, когда при выделенной федеральной квоте грубо около 25 000 метрических тонн ГФУ, фактический ввоз в Российскую Федерацию не превысил 15 000 тонн ГФУ. Потери федеральной квоты составили около 40%. При этом цены на хладоны в 2022 году испытывали рост на пике в 200-300 % и более. Один из ярких примеров, которые обсуждает холодильный мир это фактор Фактора. Малоизвестная компания с названием Фактор получила квоту на 2023 год и не импортировала нисколько. Ноль! На 2024 год компания Фактор получает квоту в 40 раз большую, чем в 2023 году а по потенциалу ПГП - самую максимальную квоту из всех участников, 919 тысяч углеродных единиц! Подобные исключения в пользу отдельно взятой малоизвестной компании мягко говоря вызывает непонимание остальных участников, а по факту просто дискредитируют систему распределения квот на ввоз ГФУ и формируют атмосферу недоверия по отношению к регуляторам. Конечно всем хочется понятных и прозрачных решений. В заключении хотелось бы отметить, что какими бы ни были инициативы и пожелания, исходящие, в том числе и от ЮНИДО, в части изменения правил оборота ГФУ хладонов. Отвечать за это придется не представителям иностранной организации, коей является ЮНИДО и даже не РОССОЗХОЛОДПРОМУ и не МИНПРИРОДЫ. Отвечать за новые правила придется реальным компаниям, производителям и трейдерам, нам с вами. И отвечать вполне конкретно - своим бизнесом! Собственной конкурентоспособностью, из которой будет формироваться живучесть и эффективность ГФУ-потребляющих отраслей в целом. Население будет отвечать своим кошельком, испытывая дополнительное, совершенно неоправданное инфляционное давление. Поэтому, всем нам хотелось бы умеренных ограничений и проверенных решений, отвечающих интересам в первую очередь экономики России и ее гражданам. Надеемся, что именно таким будут решения заинтересованных органов исполнительной власти. Все приведенные доводы полностью соотносятся с климатической доктриной России, подписанной президентом РФ, которая предусматривает решение глобальных климатических проблем в срок до 2060 года на основе баланса социальной справедливости с эффективностью экономики и в рамках политического процесса.

Читать
04 июн 2025
2 мин

Хладагенты: правила хранения.

    Несмотря на то, что хладагенты не опасны для человека, к хранению этого расходного материала предъявляются очень высокие требования. Так как же правильно хранить хладоны? Основное правило: Хладагенты необходимо хранить в сухих складских помещениях, обеспечивающих защиту от прямых солнечных лучей, подальше от открытого огня и электронагревательных приборов, при температуре не выше 52°С. Основные требования. К складу: Хладон должен храниться на взрывопожаробезопасных складах категории Д, в специальных баллонах, емкость которых составляет не больше 40 л или в контейнере, вместимостью до 1 тонны. Склад должен быть удален от других сооружений не меньше, чем на 20 метров. Здание склада — одноэтажное, высотой не более 3-х метров, с легким покрытием и без чердака. Стены и напольные покрытия — из несгораемых материалы со степенью огнестойкостью не меньше II. Помещение оснащено открываемой во внешнюю сторону дверью с матовыми либо окрашенными краской белого цвета стеклами. Для склада обязательна естественная вентиляция, соответствующая СНиП II-33 – 75. На стенах помещения необходимо развесить плакаты, напоминающие о запрете курения и правилах обращения с огнем, а также инструкции, в которых прописаны основные правила обращения с емкостями. Снаружи здания также размещаются предупреждающие таблички. Склад должен быть хорошо проветриваемым. Склад важно защитить от возможного удара молнии, а также возникновения пожара. Следует позаботиться о наличии средств для тушения пожара. Если нет возможности поместить хладон в специальный склад, то его можно поместить в ресивер, который не входит в состав действующей установки. К таре: Баллоны и контейнеры, в которых хранится хладон, необходимо окрасить в серебристый цвет, а сверху чёрным цветом нанести надпись «Хладон». Баллоны, на которые надеты башмаки, устанавливаются в специальные ниши вертикально. Емкости без башмаков могут храниться горизонтально, но для этого должны быть предусмотрены деревянные рамы или стеллажи, а между баллонами или контейнерами укладываются прокладки.

Читать
04 июн 2025
3 мин

Наш ответ Западу: Российские хладагенты

Наш ответ Западу: Российские хладагенты Копеечная смесь измельченного парафина с уайт-спиритом, растертая тонкой пленкой по поверхности капота автомобиля и по лобовому стеклу, обеспечит адгезию грязи и воды, долговременность и эффективность которой не уступает эффективности использования самых премиальных фторированных жидкостей, разработанных известными европейскими и американскими производителями, но дороже в 15-20 раз... Гибкость ума и способность находить замену догматическим решениям всегда отличали нашего инженера советской школы от представителей западной технической бюрократии. Зачастую подобные решения оставляли возможность для выживания целых производств и отраслей, не говоря о том, что позволяли сэкономить «кучу денег и времени», выполнить задачу и не допустить при этом потери качества. В текущей ситуации, когда европейско-американское содружество пытается максимально изолировать Россию от западных технологий и «благ», добиваясь полного удушения экономики нашей страны, применение собственных альтернативных технических решений актуальны как никогда в любой из областей. Мало кто не знает, что хладоны R141b и R507 в силу проамериканских инициатив (Монреальский Протокол и Кигалийская поправка к нему) отнесены к веществам, доступ которых ограничен либо практически прекращен в России. Но при этом, в нашей стране сохраняется устойчивое потребление этих хладонов в качестве хладагентов и средств промывки систем. Ситуация острого дефицита сложилась не вдруг. Обладая настроенной системой мониторинга и чуткой обратной связью с рыночной средой, мы фиксировали негативный сценарий развития и еще в 2021 году поставили задачу самим себе — в короткие сроки подготовить заменители этих продуктов. Доступные, эффективные и недорогие. В течение трех месяцев наши специалисты разработали и испытали рецептуру альтернативных веществ.Добились оптимального содержания компонентов при заданных рабочих показателях. Mcool 507 и Mcool 141 — разработанные и произведенные в России продукты, которые являются эффективной заменой ранее известных R141b и R507. Проведенные на разных типах оборудования испытания нашего Mcool 507 подтвердили его абсолютную эффективность и пригодность во всех типах оборудования в качестве хладагента. Результаты испытаний Mcool 141 (растворителя) не отличимы от результатов применения исходного продукта — хладона R141b. Уже с начала марта текущего года мы приступили к опытной наработке новых компонентов семейства Mcool c одновременной передачей образцов для ознакомления и апробации нашими клиентами. Мы получаем положительные отзывы, анализируем их и вскоре опубликуем для широкого ознакомления. Содержание настоящей статьи не ставит целью ознакомить читателей с полным перечнем термодинамических параметров и технических нюансов. Всем этим вас обеспечат наши специалисты по факту прямого обращения.Либо вы можете ознакомитьмя с этим на страницах нашего сайта marcon-kholod.ru. Наша главная задача — сообщить вам о появлении доступных и недорогих отечественных продуктов Mcool-507 и Mcool-141, снимающих вопросы, длительного непредсказуемого ожидания при определении квот и лицензировании, а также преодоления сложного пути при доставке оригинальных хладонов. Обращайтесь, и мы поможем вам в любом из вопросов, связанных с холодом!

Читать
Новости и обновления

Всё о мире холодильных технологий

Карта филиалов

Склады и филиалы расположены в ключевых городах России

За годы работы мы вместе с вами прошли путь от маленького объединения единомышленников до крупной федеральной компании, которой доверяют.

Санкт-Петербург

Лен. обл., д. Разбегаево, промзона Разбегаево, здание строение №5

Санкт-Петербург

ул. Бумажная, д. 16, корп 3, офис В-324 территория Б/Ц ПОРТАЛ

Москва

ул. Промышленная, 11а, стр.47

Мос. область

Ногинский район, пос. им. Воровского, ул. Рабочая, д. 31

Ростов-на-Дону

Радиаторный пер., 7В

Нижний Новгород

ул. Борская, д. 17 литер Д, "Логосклад"

Краснодар

г. Краснодар, ул. Вишняковой, д. 5/2, офис 8/3

Казань

Дорожный переулок, д. 3 "А", к.1, офис 203

Воронеж

г. Воронеж, ул. 9 января, д. 221

Пермь

ул. Василия Васильева, 19

Новосибирск

ул. Петухова, д. 79 корпус 12

Красноярск

ул. Караульная, д.31, офис 101

Иркутск

ул. Челябинская, д. 26/1

Челябинск

ул. Малогрузовая, 1 Складской комплекс «Оптимум»

Владивосток

ул. Снеговая 13, к.1

Хабаровск

ул. Окружная, д. 8А

Симферополь

ул. Генерала Васильева, 27, лит. Ч, пом.2

Екатеринбург

ул. Академика Вонсовского, д. 1a/4, склад 116

Калининград

ул. Полтавская, д. 5

Петропавловск-Камчатский

ул. Вулканная 40/1

Челябинск

ул. Чайковского 12А, 1 этаж
Наши партнёры

Проверенные поставщики — гарантия качества

Обращение ген. директора

Послание генерального директора

Уланов Андрей Владимирович

Генеральный директор АО «МАРКОН-ХОЛОД»

Холод — наша стихия, качество — наш принцип Холодильная отрасль — это не просто бизнес, а основа комфорта, безопасности и эффективности во многих сферах жизни. Мы в Маркон-Холод верим, что надёжные технологии и качественные материалы — залог бесперебойной работы оборудования и успешного будущего наших клиентов. За 29 лет работы мы стали не просто поставщиком, а партнёром, которому доверяют тысячи специалистов по всей России. Мы постоянно расширяем ассортимент, оптимизируем логистику и внедряем инновационные решения, чтобы предлагать вам лучшее. Мы строим индустрию холода на основе надёжности, профессионализма и уважения к нашим клиентам и партнёрам. Спасибо, что выбираете нас!